Сведение и обработка вокала с минусовкой.
В этой статье мы рассмотрим принципы поэтапного сведения вокала стандартными плагинами. Техники и плагины которые мы рассмотрим, подойдут для работы в любом редакторе — Reaper, Cubase, Fl studio, Ableton или другом, так как для сведения используются базовые принципы обработки. Данная цепочка сведения подойдет от рэп вокала до рока.
В статье используются популярные плагины, такие как FabFilter, Slate digital, iZotope и Waves.
Как обрабатывать вокал, если он записан
в домашних условиях?
Рассмотрим эти моменты вкратце, так как надеемся, что с вашим вокалом и условиями записи все в порядке.
Прежде чем применять эквализацию и компрессию, важно правильно подготовить вокальную дорожку. Иногда голос пишется в неподготовленном акустическом помещении с явно слышимой реверберацией и посторонними шумами.
1.Нормализация громкости вокала.
Если голос тихо записан его правильнее нормализовать по громкости примерно в -6db. Это даст запас для дальнейшей обработки и для последующего сведения с минусовкой. Нормализацию громкости можно сделать в любой DAW, эта опция называется normalize audio.
2. Удаление реверберации.
Это необходимо только в том случае, если вокал записан в домашних условиях с явными отражениями от стен. Для этого можно применить специальные плагины — DeReverb и др.
3. Чистка от шумов и щелчков.
Голос может быть записан в разных условиях, по этому в каждом случае он требует разной чистки. Лучше всего с этим справляется специальный пакет плагинов для реставрации — iZotope RX.
Подготовка вокала к обработке.
Этим пунктам мало кто уделяет внимания, но они являются важными для достижения коммерческого звучания.
1. Проработка дыхания.
Если применить компрессию без этого пункта, то вздохи станут по уровню громкости такими как основной вокал, что будет звучать неестественно, по этому важно почистить голос от дыхания до компрессии. За частую в плотном миксе вздохи можно смело удалить, но если песня спокойная и имеет разряженную аранжировку, то удаление дыхания будет звучать не естественно. Пройдитесь по всему вокальному треку, выделите все участки с дыханием и сделайте его тише на 5-8db. Так же для автоматической чистки дыхания можно использовать специальные плагины, например RX breath control.
2. Проработка сибилянтов.
Если уже до обработок в вокале есть слишком громкие свистящие и шипящие звуки, то лучше всего удалить их вручную еще до компрессии. Конечно после эквализации и динамической обработки эти звуки снова «вылезут», но это уже будет не так явно, а так же облегчат работу компрессора. Пройдитесь по всему вокальному треку, выделите участки с громкими сибилянтами и сделайте их тише на 5-8db. Так же можно использовать плагин De-esser.
3. Ручная компрессия.
Этому пункту так же мало кто уделяет внимание, а зря. Прежде чем вокал попадет на компрессор, его динамику лучше всего выровнять вручную, делая сильно громкие звуки тише. Благодаря этому дальнейшая работа компрессора будет не заметной и облегчит работу компрессора, сделая звучание голоса мягким и ровным.
Цепочка сведения и обработки вокала.
1. Хирургическая эквализация.
Прежде чем вокал попадет на компрессор и финальную эквализацию, из него нужно убрать все лишнее и сформировать нужный нам тембр. На данном этапе лучше всего работать эквалйзером в «минус», то есть удалять все ненужное, так как финальный тембр мы сформируем на этапе сведения голоса с минусовкой.
Какие частоты вокала нужно проверить при сведении?
- До 100Гц. Вырезаем низкие частоты Hi-pass фильтром, которые не несут в себе полезных частот для вокала. Обычно это до 100Гц.
— 150-200Гц. В этом диапазоне присутствует плотность и близость голоса. Приберите эти частоты, если вокал слишком бубнит или слишком близко звучит.
- 400-600Гц. В этом диапазоне вокал может звучать как «из коробки». Если это так, то приберите эти частоты узкой полосой эквализации.
— 1-2кГц. Гнусавость и назойливость. Приберите частоты в этом диапазоне, если вокал звучит резко или с эффектом, что вокалист поет через нос.
2. Компрессия вокала.
После того как мы сформировали нужный нам тембр голоса и убрали все лишнее, можно применять компрессию.
Какой компрессор выбрать?
Для вокала отлично подойдут медленные компрессоры. Самый популярный и универсальный — это имитация железного опто компрессора LA-2A, который имеет автоматические настройки атаки и релиза, что упрощает работу над обработкой не отвлекаясь на подбор параметров. Этот компрессор уже заточен под вокал. Так же подойдут универсальные компрессоры FabFilter Pro C2, Waves Rvox, Waves CLA- 2A.

На сколько сжимать вокал?
Это зависит от стиля песни и плотности аранжировки. В большинстве случаев достаточно от 7-10db.
Когда применять параллельную компрессию?
Если после обычной компрессии вокал плохо читается в плотной аранжировке, можно применить параллельную обработку. Для этого применяется быстрый компрессор, например 1176 (waves CLA-76) с сильным сжатием, вплоть до —20db. Далее сильно компрессированный сигнал подмешивается к дорожке голоса в нужном количестве, такой способ дает голосу плотность и разборчивость в миксе.
3. Сатурация вокала.
После того как вокал стал звучать чисто и динамически ровно, ему не помешает хорошая сатурация. Сегодня без сатурации вокала не обходится практически ни один микс.
Какой сатуратор выбрать?
Все сатураторы делают одно и тоже — добавляют четные и нечетные гармоники. Отличие плагинов в том, что производитель добавляет дополнительные настройки, такие как — фильтрация, компрессия, эквализация, лимитирование и тд. Начните с самых простых сатураторов встроенные в DAW в которой вы работаете, далее можно попробовать популярный и гибкий в настройках FabFilter Saturn.
4. Финальная эквализация вокала .
На этом этапе вокал уже звучит плотно и насыщено, остается немного его «покрасить» и «уложить» в микс. Это можно сделать любым прибором или попробовать для дополнительного окраса использовать Waves SSL G-Equalizer или подобные ему эквалайзеру.
5. Мастеринг вокала.
Если вы сделали нормальзацию вокала на первом этапе обработки, то громкость вокала уже будет достаточной, что бы сводить его с минусовкой. Если аранжировка уже имеет мастеринг, то вокал на ее фоне будет значительно тише, его нужно лимитировать и уже после этого сводить с музыкой. Так же можно сделать минусовку тише, а уже после сведения применить общее лимитирование.
6. Сведение вокала с минусовкой.
Этот этап не такой сложный как кажется. Если вокал прошел всю цепочку обработки правильно, то он уже будет хорошо «пробиваться» и «читаться» в миксе, нужно лишь немного освободить место под него в аранжировке.
Как освободить место под вокал минусовке?
Найдите фундаментальные частоты вокала, примерно это — 200Гц, 600Гц, 5кГц и приберите эти частоты в минусовке на 3-4db. Не обязательно убирать все 3 частоты, иногда один из диапазонов может уже не мешать вокалу в аранжировке. Попробуйте FabFilter pro Q3 в режиме сайд-чейн, что бы посмотреть где вокал пересекается с минусовкой.
7. Современная обработка вокала.
Студия звукозаписи Acoustic Records предоставляет видео курс по современному сведению вокала. Курс включает в себя все этапы, от нюансов записи до секретных техник обработки вокала.