Мастеринг трека, является самым важным и последним этапом при создании музыкальной композиции. Именно применение мастеринга, придает треку нужную громкость и плотность звучания.
Наша студия звукозаписи ACOUSTIC RECORDS делает профессиональный мастеринг песен в соответствии с современными тенденциями музыкального рынка. Мы делаем мастеринг через аналоговое оборудование студии, что придает миксу эталонное западное звучание.
В этой статье вы узнаете основы мастеринга, его этапы, список лучших плагинов и программ..
Какие плагины используются в цепочке мастеринга ?
В цифровом мастеринге обычно используют программу iZotope Ozone. Этот плагин считается лучшим для мастеринга и его можно использовать в любой DAW. Для Кубейс (Cubase) этот плагин работает как VST, но так же имеются и другие версии для разных редакторов.
Мастер канал состоит из 5 обработок: эквализации, компрессии, сатурации, стерео расширении и лимитировании. Рассмотрим эти обработки более подробнее.
Как сделать мастеринг ? (5 этапов)
1. Мастеринг эквалайзер (исправляем ошибки сведения)
- С помощью фильтра low cut удаляем все лишние низкие частоты в миксе. Настраиваем срез фильтра в 12-48 Дб и срезаем саб низкие частоты, обычно это от 35-40 Гц.
- С помощью фильтра hi cut или hi chelf ослабляем высокие частоты в миксе, так как отсутствие контроля высоких частот при сведении, эта самая популярная ошибка звукорежиссеров. Настраиваем срез фильтра в 12 Дб и ослабляем высокие частоты, обычно это от 10 000 Гц.
- Делаем низкие частоты до 100 Гц в моно, с помощью ручки mono maker в плагине Brainworx bx_digital v3 или с помощью izotope ozone imager
- Удаляем резонансные частоты всего микса, с помощью плагина Brainworx bx_digital v3
- C помощью mid/side эквализации срезаем низкие частоты до 100 Гц в side составляющей, что позволит микс звучать чисто в стерео
- C помощью mid/side эквализации добавляем высокие частоты в side составляющею, что позволит миксу звучать более широко
- Добавляем или вырезаем частоты в общий микс, что бы добиться правильного баланса частот, без провалов и пиков. Это сделает звучание более мягким. Контролируем баланс частот с помощью плагина Tonal balance control
2. Мастеринг компрессия
- Лучше всего применять мягкую компрессию с помощью Glue компрессора. Сжимаем сигнал на 2-3 Дб с маленьким Ratio 2:1
Используйте компрессоры с фильтром hi pass до 100 Гц, что бы компрессор не сжимал низкие частоты. - Если в миксе есть громкое и резкое звучание на определенных частотах, которые не удалось прибрать на эквализации, то используйте частотно зависимый компрессор.
Лучшие компрессоры для мастеринга: Waves SSL Comp, Slate Digital FG-MU, Waves PuigChild 670.
3. Сатурация
Если на этапе сведения не применялась сатурация групповых каналов и отдельных инструментов, то микс может звучать тускло . Лучше всего вернуться на этап сведения и сделать сатурацию, но если такой возможности нет, то применяется сатурация всего микса. С этим отлично справляется плагин многополосной сатурации FabFilter Saturn.
4. Стерео расширение
Если на этапе сведения не были правильно сбалансированы частоты по стерео полю, то применяется многополосные расширители. Например iZotope imager. Чем выше частоты тем более широко их можно расширять. Ориентируйтесь на референсы в вашем жанре музыки.
5. Лимитирование (Максимизация)
Финальной обработкой в процессе мастеринга, является лимитирование трека. Трек максимизируется до нужной нам громкости и лимитируется в -0.3 Дб. Разные плагины лимитируют сигнал по разному, по этому лучшим решением будет плагин iZotope Limiter, где можно выбрать разные алгоритмы лимитрования и подобрать нужный режим с минимальными искажениями сигнала.
Секреты мастеринга
Самым главным секретным оружием качественного мастеринга, это правильный баланс инструментов, заложенный при сведении. Если трек сведен не качественно, то мастеринг превращается в работу над ошибками звукорежиссера, а не для того для чего он предназначен. Правильное сведение трека, это фундамент для хорошего мастеринга.
Как подготовить трек к мастерингу ?
- Обязательно предоставьте мастеринг инженеру референсный трек, так вы получите на выходе именно то звучание, которое хотите
- Формат трека должен быть сохранен из вашего DAW в формате Wave, 24 bit /48 000 Khz.
- Пиковый уровень аудио не должен превышать -2 / -3 dB!
- Отключите все обработки на мастер шине (bus)
(лимитеры, эквалайзеры, компрессоры и другое)
Когда нужен мастеринг ?
Мастеринг трека нужен, если громкость трека после сведения не дотягивает до нужного RMS в своем жанре музыки. На фоне коммерческой музыки, трек без мастеринга будет звучать тише и тусклее.
Каким должен быть RMS трека после мастеринга ?
— В среднем это значение от -8 до -6 RMS
Можно ли сделать мастеринг дома ?
Да можно, правда нужно учитывать то, что результат зависит от опыта звукорежиссера в этой сфере. Самым важным моментом является акустика помещения и качественный контроль звука (мониторы). Мастеринг инженер должен детально слышать то, какие изменения он вносит в звучание микса. Без хорошего оборудования и опыта, сделать качественный мастеринг дома ,очень сложно.